Механизмы управления тракторами ХТЗ Т-150, Т-150К и Т-156
Рулевое управление трактора Т-150 и Т-150К
У гусеничного трактора Т-150 поворот осуществляется по дифференциальному принципу. Машина оснащена двумя раздельными органами управления поворотом: парой рычагов переключения передач (для раздельного управления правым и левым бортом) и рулевым колесом. Рычаги позволяют включать разные передачи в бортовых редукторах – при одинаковой передаче трактор движется прямо, при разных передачах начинается плавный поворот. Для резкого поворота или разворота на месте используется рулевое колесо: поворот руля отключает от двигателя одну из гусениц и притормаживает её движение. В результате одна гусеница замедляется или останавливается, и трактор поворачивает в соответствующую сторону. Благодаря сочетанию двух механизмов (рычагов передач и рулевого колеса) гусеничный Т-150 способен плавно менять направление под нагрузкой и выполнять резкие повороты при необходимости.
У колёсного трактора Т-150К применяется совершенно иной принцип рулевого управления. Эта модель оснащена сочленённой рамой: передняя и задняя половины рамы соединены вертикальным шарниром и могут поворачиваться относительно друг друга. Поворот руля приводит в действие гидравлические цилиндры, которые сгибают раму трактора, поворачивая переднюю и заднюю полурамы вокруг шарнира. Таким образом осуществляется изменение направления движения – фактически трактор Т-150К поворачивает за счёт “ломания” рамы, подобно мощным колесным тракторам типа Кировец. Такая система обеспечивает довольно плавный поворот даже при большой массе техники. Погрузчик Т-156 как модификация на базе Т-150К имеет аналогичную систему рулевого управления с сочленённой рамой.
Тормозная система: колесные и центральный тормоз
Трактора серии Т-150 оснащены двумя видами тормозов: рабочими колесными и центральным стояночным. Колёсные тормоза предназначены для оперативного торможения во время движения. На модели Т-150К рабочие тормоза представлены барабанными колодочными механизмами на каждом колесе. Как и в автохозяйственной технике, в этих тракторах используется пневматический привод тормозов: нажатие педали приводит в действие тормозные камеры, прижимающие колодки к барабанам. Конструкция предусматривает раздельное торможение правых и левых колёс – двумя педалями – что позволяет при необходимости подтормаживать колёса дифференциально. Это используется для уменьшения радиуса поворота или стабилизации трактора на склоне. В гусеничных моделях Т-150 роль рабочих тормозов выполняют ленточные или дисковые тормозные механизмы в трансмиссии, блокирующие ход одного или обоих бортов при нажатии педали.
Центральный тормоз – это стояночный тормоз трактора. Он служит для удержания машины в неподвижном состоянии при парковке или остановке на уклоне, а также для аварийной остановки техники. Конструктивно центральный (стояночный) тормоз выполнен как ленточный механизм, устанавливаемый на общий вал трансмиссии. Например, у Т-150К тормозная лента охватывает барабан на валу привода переднего мост. Привод центрального тормоза – механический, через рычаг в кабине: водитель тянет рычаг на себя, затягивая тормозную ленту вокруг барабана. Правильно отрегулированный стояночный тормоз способен надежно удерживать трактор Т-150 даже на крутом склоне. В гусеничном Т-150 функция центрального тормоза реализуется через фиксируемую педаль: нажимая педаль тормоза и устанавливая фиксатор, трактор ставят на тормоз (блокируются ведущие элементы трансмиссии). В обоих случаях стояночный тормоз крайне важен для безопасности, предохраняя технику от самопроизвольного скатывания.
Обслуживание тормозов и рулевого управления должно проводиться своевременно. Износ тормозных лент, колодок или деталей гидравлики рулевого управления может привести к ухудшению управляемости и повышенному риску аварий. Производитель рекомендует регулярно проверять герметичность гидросистемы и пневмосистемы, состояние тормозных накладок и усилие срабатывания стояночного тормоза. При возникновении неполадок важно использовать качественные запасные части для замены изношенных узлов. Например, специализированный интернет-магазин AgroTechDetal предлагает широкий ассортимент деталей для тракторов ХТЗ, включая компоненты рулевого управления и тормозной системы. Своевременный ремонт и применение оригинальных деталей позволяют поддерживать механизмы управления трактора Т-150 и других моделей в исправном состоянии, обеспечивая безопасную эксплуатацию техники на долгие годы.


Повідомити про помилку
Текст, який буде надіслано нашим редакторам: